16 июня на VK-площадке «Безопасная информационная среда детства» состоялся 14-й просветительский вебинар Академии Координационного центра доменов .RU/.РФ, создателя нашего проекта. В прямом эфире специалисты и партнеры Академии КЦ обсуждают социальные и образовательные инициативы в области цифровой грамотности и культуры, информационной безопасности.
Гостем очередного вебинара стала Надежда Кузнецова – детский поэт, президент Фонда поддержки и развития детской литературы «Надежда», член комиссии по детской литературе Союза российских писателей; награждена медалью «За заслуги в культуре и искусстве».
Напомним, что Фонд во главе с Надеждой присоединился в качестве партнера к 8-му Всероссийскому Семейному IT-марафону, который проводился этой весной совместно и был посвящен технологиям в образовании. Призеры соревнований, кроме основных подарков, получили от Фонда сборники поэзии и прозы «Чтобы помнили…» в который вошли произведения классиков ХХ века и современных авторов о Великой Отечественной войне.
Кроме непосредственно творчества Надежды и деятельности Фонда, на встрече обсуждалось, как детская литература участвует в формировании информационной среды. По мнению Надежды, инфосреда создаётся самим «смотрящим»: глубина и разнообразие форм медиа- и цифровой среды, в которой существует каждый отдельный человек, зависит от его мировоззрения, привычек, интеллектуального развития и окружения.
Собеседники пришли к выводу, что детская литература – как один из первых источников информации и знаний в жизни человека, может выполнять несколько функций:
- образовательную (через сказки, рассказы и стихотворения дети знакомятся с окружающим миром, развивая воображение и когнитивные способности);
- развлекательную (увлекательное содержание способствует развитию творческих способностей и навыков анализа текста);
- воспитательную (формирование моральных и этических норм).
При этом частностью воспитательной функции можно считать способность детской литературы к формированию безопасного поведения – не только в физическом мире, но и в виртуальном. Так, через сказки и рассказы ребенок получает первые представления о добре и зле, честности и обмане; эти ценности переносятся и на цифровой мир, помогая ребенку различать полезные и вредные ресурсы интернета. Читая книги, ребенок учится анализировать поступки героев, оценивать последствия действий и выбирать правильное решение; это ведет к развитию навыка критического мышления. Ну и наконец, развитие интереса к качественной литературе способствует уменьшению риска чрезмерного увлечения социальными сетями и компьютерными играми.
В качестве примера подобных просветительских произведений был приведен наш комикс «Имбовая ошибка: как я чуть не слил всё». Главные герои истории – подросток Андрей и его робот-помощник RUBI, прототипом которого стал маскот нашего проекта. Персонажи сталкиваются в своей реальности с вредоносами, разными видами фишинга, троллингом, и вместе справляются с трудностями.
Больше интересных мыслей о детской литературе в контексте безопасной информационной среды – в записи вебинара:
Записи всех вебинаров Академии Координационного центра из цикла «Безопасная информационная среда детства» доступны в официальном VK-сообществе проекта «Изучи интернет – управляй им». Информационный партнер проекта – домен .ДЕТИ.